Средневековая легенда о Роберте-Дьяволе, пересказанная во множестве анонимных литературных произведений, а также в произведениях именитых авторов, и ставшая основой для одноименной оперы композитора Мейербера, повествует о сыне набожного Нормандского герцога, который хотел получить себе наследника, но терпел в этом неудачи. Его жена от отчаяния решила посвятить ребенка дьяволу, если только это ребенок будет ей дан.
"Когда ребенок родился, небо потемнело, словно ночью, и, как сказано в старых хрониках, гром гремел и молнии сверкали так, что все подумали, будто свод небесный раскололся и мир вот-вот погибнет. Ветер задул со всех четырех сторон свет одновременно, поднялась страшная буря, дом затрясся, от стен начали откалываться большие куски, и все, кто там был, решили, что настал конец света и они вместе с домом сейчас провалятся сквозь землю. Однако Господу было угодно, чтобы беда миновала, и вскоре небо снова очистилось".
В детстве ему дали прозвище Роберт-Дьявол, по причине бешеного нрава, а, став взрослее, он не давал спокойной жизни всему владению своего отца, выкалывал людям глаза, и совершал разные другие зверства. Когда отец решил его изловить и наказать, услышав о всех его бесчинствам, Роберт-Дьявол дал клятву "объявить войну отцу своему, покорить его своей воле и рассеять по свету его благородное воинство". Он собрал вокруг себя компанию, состоящую из убийц, воров, уличных разбойников, бунтарей, поджигателей церквей и домов "и прочих гнусных и распроклятых разбойников на всем свете", с которыми и продолжал свои нечестивые дела.
Однажды в чаще леса он встретил семерых святых отшельников.
"Налетел он на них, как одержимый, и порешил мечом всех до единого. Они же, несмотря на то, что люди были крепкие и смелые, так были чисты и святы в помыслах своих, что приняли мученическую смерть из любви к Господу, не сопротивляясь. Он, убив семерых благочестивых мужей, сказал такие насмешливые слова:
- Нашел я целое гнездо святых сукиных сынов-папистов, и хотел обрить им макушки. Да думаю, были они пьяны, ибо не могли стоять на ногах, а все норовили опуститься на колени, а теперь и вовсе ничком улеглись".
читать дальшеОднако, далее в повествовании о Роберте-Дьяволе случается резкий поворот. Прекрасная зная о всех своих злодействах, Роберт-Дьявол, попадая в свой отчий дом, замечает, что все люди бегут и прячутся от него, и даже собственная его мать, герцогиня, попыталась от него скрыться.
"О, Всемогущий Господь, отчего же все люди бегут от меня! Теперь я вижу, что я самый дурной и самый распроклятый из всех грешников на свете<...>"
К своей родительнице он обращается как к "доброй госпоже матушке", и просит не бояться его. Она же открывает ему тайну его появления на свет, и Роберт-Дьявол решается покаяться во всех содеянных им грехах. Очевидно, к такому странному повороту в мировоззрении привело его убийство тех самых семи святых отшельников, так как раньше он не замечал своего зла, совершенно его не видел, и даже горделиво насмехался над своими жертвами. Также, ничто иное привело его к таким мыслям, как встреча с людьми, которые, казалось бы, не должны были его бояться и убегать от него. Таким образом, Роберт-Дьявол стал раскаиваться, страшно переживая и страдая за все свои поступки, которые раньше доставляли ему удовольствие, и укрепляли его в самообожании.
Он возвратился к своим подельникам, и предложил им тоже задуматься о их делах, и покаяться.
"Любезные друзья мои, ради Господа Бога молю, оставьте грехи ваши, подумайте о душе, покайтесь, попросите у Бога прощения и милосердия, и Он вам простит".
Однако, разбойники не хотели оставлять своего обычая.
"- Зря ты, хозяин, беспокоишься, да тратишь время понапрасну, - ни я, ни кто другой из нашей компании не переменит своей жизни, кто бы ни просил нас об этом.<...>
- Лучше мы все умрем, но не изменим нашей жизни, а если до сих пор грешили мы много, то отныне станем творить зла еще больше".
После того, как Роберт-Дьявол услышал такие слова, ему ничего не оставалось, кроме как убить собственных же бывших подельников, так как иначе они натворили бы много зла.
Далее он отправился в Рим, и по дороге все его называли нечестивым Робертом.
Папа Римский отправил его к своему духовному отцу, святому отшельнику, и тот, выслушав, что говорил ему Ангел Господень, сказал Роберту-Дьяволу, как тот может очиститься.
"Живи, как городские сумасшедшие, не вкушай пищи иной, кроме той, что люди дают псам, сохраняй молчание, спи там, где спят собаки".
Так он и сделал, придя в Рим, где был замечен Императором, который пожалел, что при всей своей красоте, и при том, как он хорошо сложен, не в своем уме. Император оставил его при себе, и Роберт-Дьявол жил, подобно собакам, в конуре, и питался только тем, что ели псы, с которыми он жил, и между тем незлобливо (по Средневековым меркам) веселил Императора и всю его свиту.
Однако, вскоре на город напала орда сарацин, и наверняка одолела бы римское войско, если бы Роберт не услышал "голос с небес", который говорил ему облачиться в доспехи, сесть на коня и отправиться на помощь императору.
"Роберт, выслушав волю Господню, смутился, но не посмел ослушаться".
С его помощью римляне не раз одерживали победу, и император хотел узнать, кто тот рыцарь, который каждый раз спасает их из бедственного положения, и тут же скачет прочь на своем коне. К счастью, в одном после одного из сражений, когда Роберт хотел скрыться, некий рыцарь ранил его в бедро своим копьем, и по всему Риму было объявлено, что тот, на чьем бедре имеется такая рана, получит императорскую дочь и половину империи.
Не смотря на всяческие происки людей, желавших получить такую награду, правда о Роберте-Дьяволе была раскрыта, и святой отшельник, наложивший на него епитимью, сказал, что теперь он очищен от своих грехов, и теперь будет называться не Робертом-Дьяволом, а "прекрасным именем Слуги Господа".
"Молю тебя служить Господу и почитать Его так, как ты делал это до сих пор, и приказываю тебе именем Всевышнего, пославшего меня сюда, встань и говори. Вышло время притворяться глупцом, ибо таким образом ты свою епитимью исполнил сполна, и заслужил прощение Господа и освобождение от всех грехов.
Роберт, выслушав его слова, пал на колени, воздел руки к нему и молвил:
- Хвала тебе, Господи! Благодарю Тебя, Творец Неба и Земли, за то, что простил грехи мои тяжкие, определив мне наказание столь легкое!"
И так, Роберт, которого раньше называли Дьяволом, не слышавший голоса рассудка, и не знавший меры ни в чем, "который в молодости был самым злонамеренным и порочным негодяем и вел жизнь, далекую от благочестия", прожил двенадцать лет в покаянии, и за то был отмечен большими почестями.
Абсолютно понятно его смущение, когда он снова увидел перед собой орудия ратных дел, наверняка решив, что больше никогда к ним не притронется. И тем не менее, став уже совсем иным человеком, и очистившись от своих прежних безрассудных побуждений, он нисколько не потерял своих прежних сил и талантов, но только усилил их и направил в правильное русло и на нужное дело, став доблестным воином, а не разбойником, каким он был прежде. И так, все кажущиеся преимущества, которые якобы даются человеку от дьявола, на самом деле только узурпированы им и испорчены, для того, чтобы служить делу неправому, и потому ненужному и даже невыгодному человеку. Таким образом, применяя свои испорченные качества и испорченные таланты, человек работает против себя же самого, в действительности являясь рабом.
"Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего".
На самом деле, и сам Роберт, которого поначалу прозвали Дьяволом, не мог появиться по соизволению этого самого дьявола, если бы на то не было Воли Бога. Так как тот, кто отрицает всяческую силу, и только узурпирует ее у тех, у кого она есть, не способен на проявление какой-либо воли. Поэтому любой испорченный талант и любой так называемый злой гений - это иллюзия, и ложь, которая прикрывает истинное положение вещей. Все, на что способно Злое Начало, это на ложь и использование чужого, на самом же деле оно жалко и презренно. Все эти методы можно легко проследить на примере нынешнего так называемого "творчества", "искусства", "креативности", "науки". А лучше всего увидеть эти методы на примере технологий связей с общественностью и рекламы, которая стремится показать людям, что им нужно то, что, на самом деле, им абсолютно не нужно, и романтизировать любой порок, выставив его в привлекательном, и не чуждом обманчивым чувствам человека свете. Зачастую это праздность и алчность.
И нет никаких настоящих талантов в отрыве от Воли Того, Кто ими наделил.